Организация и технологии документационного обеспечения управления (2)

       

Приложения


ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

ОБ ИНФОРМАЦИИ, ИНФОРМАТИЗАЦИИ И ЗАЩИТЕ ИНФОРМАЦИИ*

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 8, ст.609, с. 1213-1225

Принят Государственной Думой 25 января 1995 года

ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1 Сфера действия настоящего Федерального закона

1 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:

формировании и использовании информационных ресурсов на основе создания, сбора, обработки, накопления, хранения, поиска, распростране­ния и предоставления потребителю документированной информации;

создании и использовании информационных технологий и средств их обеспечения;

защите информации, прав субъектов, участвующих в информационных процессах и информатизации.

2 Настоящий Федеральный закон не затрагивает отношений, регулиру­емых Законом Российской Федерации "Об авторском праве и смежных правах".

Статья 2 Термины, используемые в настоящем федеральном законе, их определения



В настоящем Федеральном законе используются следующие понятия:

информация — сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлени­ях и процессах независимо от формы их представления;

информатизация — организационный социально-экономический и науч­но-технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворе­ния информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов;

документированная информация (документ) — зафиксированная на ма­териальном носителе информация с реквизитами, позволяющими ее иден­тифицировать;

информационные процессы — процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации;

информационная система — организационно упорядоченная совокуп­ность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реа­лизующих информационные процессы;


информационные ресурсы — отдельные документы и отдельные масси­вы документов, документы и массивы документов в информационных систе­мах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информацион­ных системах);

информация о гражданах (персональные данные) — сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифици­ровать его личность;

конфиденциальная информация — документированная информация, доступ к которой ограничивается в соответствии с законодательством Рос­сийской Федерации;

средства обеспечения автоматизированных информационных систем и их технологий — программные, технические, лингвистические, правовые, организационные средства (программы для электронных вычислительных машин; средства вычислительной техники и связи; словари, тезаурусы и клас­сификаторы; инструкции и методики; положения, уставы, должностные инст­рукции; схемы и их описания, другая эксплуатационная и сопроводительная документация), используемые или создаваемые при проектировании инфор­мационных систем и обеспечивающие их эксплуатацию;

собственник информационных ресурсов, информационных систем, техно­логий и средств их обеспечения — субъект, в полном объеме реализующий полномочия владения, пользования, распоряжения указанными объектами;

владелец информационных ресурсов, информационных систем, техно­логий и средств их обеспечения — субъект, осуществляющий владение и пользование указанными объектами и реализующий полномочия распоря­жения в пределах, установленных законом;

пользователь (потребитель) информации — субъект, обращающийся к информационной системе или посреднику за получением необходимой ему информации и пользующийся ею.

Статья 3 Обязанности государства в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации

1 Государственная политика в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации направлена на создание условий для эффек­тивного и качественного информационного обеспечения решения стратеги­ческих и оперативных задач социального и экономического развития Россий­ской Федерации.



2 Основными направлениями государственной политики в сфере инфор­матизации являются:

обеспечение условий для развития и защиты всех форм собственности на информационные ресурсы;

формирование и защита государственных информационных ресурсов;

создание и развитие федеральных и региональных информационных систем и сетей, обеспечение их совместимости и взаимодействия в едином информационном пространстве Российской Федерации;

создание условий для качественного и эффективного информационного обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций и общественных объединений на основе госу­дарственных информационных ресурсов;

обеспечение национальной безопасности в сфере информатизации, а также обеспечение реализации прав граждан, организаций в условиях ин­форматизации;

содействие формированию рынка информационных ресурсов, услуг, ин­формационных систем, технологий, средств их обеспечения;

формирование и осуществление единой научно-технической и промыш­ленной политики в сфере информатизации с учетом современного мирово­го уровня развития информационных технологий;

поддержка проектов и программ информатизации;

создание и совершенствование системы привлечения инвестиций и ме­ханизма стимулирования разработки и реализации проектов информатиза­ции;

развитие законодательства в сфере информационных процессов, инфор­матизации и защиты информации.

ГЛАВА 2 ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ

Статья 4 Основы правового режима информационных ресурсов

1 Информационные ресурсы являются объектами отношений физичес­ких, юридических лиц, государства, составляют информационные ресурсы России и защищаются законом наряду с другими ресурсами.

2 Правовой режим информационных ресурсов определяется нормами, устанавливающими:

порядок документирования информации;

право собственности на отдельные документы и отдельные массивы до­кументов, документы и массивы документов в информационных системах;

категорию информации по уровню доступа к ней;



порядок правовой защиты информации.

Статья 5 Документирование информации

1 Документирование информации является обязательным условием вклю-

чения информации в информационные ресурсы. Документирование инфор-

мации осуществляется в порядке, устанавливаемом органами государствен-

ной власти, ответственными за организацию делопроизводства,

стандартизацию документов и их массивов, безопасность Российской Феде-

рации.

2 Документ, полученный из автоматизированной информационной сис-

темы, приобретает юридическую силу после его подписания должностным

лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федера-

ции.

3 Юридическая сила документа, хранимого, обрабатываемого и передава-

емого с помощью автоматизированных информационных и телекоммуника-

ционных систем, может подтверждаться электронной цифровой подписью.

Юридическая сила электронной цифровой подписи признается при на-

личии в автоматизированной информационной системе программно-техни-

ческих средств, обеспечивающих идентификацию подписи, и соблюдении

установленного режима их использования.

4 Право удостоверять идентичность электронной цифровой подписи осу-

ществляется на основании лицензии. Порядок выдачи лицензий определя-

ется законодательством Российской Федерации.

Статья 6 Информационные ресурсы как элемент состава

имущества и объект права собственности

1 Информационные ресурсы могут быть государственными и негосудар-

ственными и как элемент состава имущества находятся в собственности граж-

дан, органов государственной власти, органов местного самоуправления,

организаций и общественных объединений. Отношения по поводу права соб-

ственности на информационные ресурсы регулируются гражданским зако-

нодательством Российской Федерации.

2 Физические и юридические лица являются собственниками тех доку-

ментов, массивов документов, которые созданы за счет их средств, приобре-

тены ими на законных основаниях, получены в порядке дарения или насле-



дования.

3 Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются

собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых,

накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъек-

тов Российской Федерации, а также полученных путем иных установленных

законом способов.

Государство имеет право выкупа документированной информации у фи-

зических и юридических лиц в случае отнесения этой информации к государ-

ственной тайне.

Собственник информационных ресурсов, содержащих сведения, отне-

сенные к государственной тайне, вправе распоряжаться этой собственнос-

тью только с разрешения соответствующих органов государственной власти.

4 Субъекты, представляющие в обязательном порядке документирован-

ную информацию в органы государственной власти и организации, не утра-

чивают своих прав на эти документы и на использование информации, со-

держащейся в них. Документированная информация, представляемая в

обязательном порядке в органы государственной власти и организации юри-

дическими лицами независимо от их организационно-правовой формы и

форм собственности, а также гражданами на основании статьи 8 настоящего

Федерального закона, формирует информационные ресурсы, находящиеся

в совместном владении государства и субъектов, представляющих эту инфор-

мацию.

5 Информационные ресурсы, являющиеся собственностью организаций,

включаются в состав их имущества в соответствии с гражданским законода-

тельством Российской Федерации.

Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства,

находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соот-

ветствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государствен-

ного имущества.

6 Информационные ресурсы могут быть товаром, за исключением случа-

ев, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

7 Собственник информационных ресурсов пользуется всеми правами,

предусмотренными законодательством Российской Федерации, в том числе



он имеет право:

назначать лицо, осуществляющее хозяйственное ведение информаци-

онными ресурсами или оперативное управление ими;

устанавливать в пределах своей компетенции режим и правила обработ-

ки, защиты информационных ресурсов и доступа к ним;

определять условия распоряжения документами при их копировании и

распространении.

8 Право собственности на средства обработки информации не создает

права собственности на информационные ресурсы, принадлежащие другим

собственникам. Документы, обрабатываемые в порядке предоставления ус-

луг или при совместном использовании этих средств обработки, принадле-

жат их владельцу. Принадлежность и режим производной продукции, созда-

ваемой в этом случае, регулируются договором.

Статья 7 Государственные информационные ресурсы

1 Государственные информационные ресурсы Российской Федерации

формируются в соответствии со сферами ведения как:

федеральные информационные ресурсы;

информационные ресурсы, находящиеся в совместном ведении Россий-

ской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее — информаци-

онные ресурсы совместного ведения);

информационные ресурсы субъектов Российской Федерации.

2 Формирование государственных информационных ресурсов в соответ-

ствии с пунктом 1 статьи 8 настоящего Федерального закона осуществляется

гражданами, органами государственной власти, органами местного самоуп-

равления, организациями и общественными объединениями.

Федеральные органы государственной власти, органы государственной

власти субъектов Российской Федерации формируют государственные ин-

формационные ресурсы, находящиеся в их ведении, и обеспечивают их ис-

пользование в соответствии с установленной компетенцией.

3 Деятельность органов государственной власти и организаций по фор-

мированию федеральных информационных ресурсов, информационных

ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Рос-

сийской Федерации финансируется из федерального бюджета и бюджетов



субъектов Российской Федерации по статье расходов "Информатика" ("Ин-

формационное обеспечение").

4 Организации, которые специализируются на формировании федераль-

ных информационных ресурсов и (или) информационных ресурсов совмес-

тного ведения на основе договора, обязаны получить лицензию на этот вид

деятельности в органах государственной власти. Порядок лицензирования

определяется законодательством Российской Федерации.

Статья 8 Обязательное представление документированной

информации для формирования государственных

информационных ресурсов

1 Граждане, органы государственной власти, органы местного самоуправ-

ления, организации и общественные объединения обязаны представлять доку-

ментированную информацию органам и организациям, ответственным за фор-

мирование и использование государственных информационных ресурсов.

Перечни представляемой в обязательном порядке документированной

информации и перечни органов и организаций, ответственных за сбор и об-

работку федеральных информационных ресурсов, утверждает Правитель-

ство Российской Федерации.

2 Порядок и условия обязательного представления документированной

информации доводятся до сведения граждан и организаций.

Порядок обязательного представления (получения) информации, отне-

сенной к государственной тайне, и конфиденциальной информации устанав-

ливается и осуществляется в соответствии с законодательством об этих кате-

гориях информации.

3 При регистрации юридических лиц регистрационные органы обеспечи-

вают их перечнями представляемых в обязательном порядке документов и

адресами их представления. Перечень представляемой в обязательном

порядке документированной информации прилагается к уставу каждого юри-

дического лица (положению о нем).

Необеспечение регистрационными органами регистрируемых юридичес-

ких лиц перечнем представляемых в обязательном порядке документов с

адресами их представления не является основанием для отказа в регистра-



ции. Должностные лица регистрационных органов, виновные в необеспече-

нии регистрируемых юридических лиц перечнями представляемых в обяза-

тельном порядке документов с адресами их представления, привлекаются к

дисциплинарной ответственности вплоть до снятия с должности.

4 Документы, принадлежащие физическим и юридическим лицам, могут

включаться по желанию собственника в состав государственных информаци-

онных ресурсов по правилам, установленным для включения документов в

соответствующие информационные системы.

Статья 9 Отнесение информационных ресурсов к общерос-

сийскому национальному достоянию

1 Отдельные объекты федеральных информационных ресурсов могут

быть объявлены общероссийским национальным достоянием.

2 Отнесение конкретных объектов федеральных информационных ре-

сурсов к общероссийскому национальному достоянию и определение их пра-

вового режима устанавливаются федеральным законом.

Статья 10 Информационные ресурсы по категориям доступа

1 Государственные информационные ресурсы Российской Федерации

являются открытыми и общедоступными. Исключение составляет документи-

рованная информация, отнесенная законом к категории ограниченного дос-

тупа.

2 Документированная информация с ограниченным доступом по услови-

ям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к

государственной тайне, и конфиденциальную.

3 Запрещено относить к информации с ограниченным доступом:

законодательные и другие нормативные акты, устанавливающие право-

вой статус органов государственной власти, органов местного самоуправле-

ния, организаций, общественных объединений, а также права, свободы и

обязанности граждан, порядок их реализации;

документы, содержащие информацию о чрезвычайных ситуациях, эколо-

гическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологи-

ческую и другую информацию, необходимую для обеспечения безопасного

функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безо-



пасности граждан и населения в целом;

документы, содержащие информацию о деятельности органов государ-

ственной власти и органов местного самоуправления, об использовании бюд-

жетных средств и других государственных и местных ресурсов, о состоянии

экономики и потребностях населения, за исключением сведений, отнесен-

ных к государственной тайне;

документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, ин-

формационных системах органов государственной власти, органов местного

самоуправления, общественных объединений, организаций, представляю-

щие общественный интерес или необходимые для реализации прав, свобод

и обязанностей граждан.

4 Отнесение информации к государственной тайне осуществляется в со-

ответствии с Законом Российской Федерации "О государственной тайне".

5 Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в поряд-

ке, установленном законодательством Российской Федерации, за исключени-

ем случаев, предусмотренных статьей 11 настоящего Федерального закона.

Статья 11 Информация о гражданах (персональные данные)

1 Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных

информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного веде-

ния, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, инфор-

мационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получае-

мых и собираемых негосударственными организациями, должны быть

закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные отно-

сятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение ин-

формации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тай-

ну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,

телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме

как на основании судебного решения.

2 Персональные данные не могут быть использованы в целях причине-

ния имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализа-



ции прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граж-

дан Российской Федерации на основе использования информации об их

социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиоз-

ной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с

законодательством.

3 Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочи-

ями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие

ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской

Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использова-

ния этой информации.

4 Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосудар-

ственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предостав-

лением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования

определяется законодательством Российской Федерации.

5 Неправомерность деятельности органов государственной власти и

организаций по сбору персональных данных может быть установлена в су-

дебном порядке по требованию субъектов, действующих на основании ста-

тей 14 и 15 настоящего Федерального закона и законодательства о персо-

нальных данных.

ГЛАВА 3 ПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ

Статья 12 Реализация права на доступ к информации

из информационных ресурсов

1 Пользователи— граждане, органы государственной власти, органы ме-

стного самоуправления, организации и общественные объединения — об-

ладают равными правами на доступ к государственным информационным

ресурсам и не обязаны обосновывать перед владельцем этих ресурсов не-

обходимость получения запрашиваемой ими информации. Исключение со-

ставляет информация с ограниченным доступом.

Доступ физических и юридических лиц к государственным информацион-

ным ресурсам является основой осуществления общественного контроля за

деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуп-

равления, общественных, политических и иных организаций, а также за со-



стоянием экономики, экологии и других сфер общественной жизни.

2 Владельцы информационных ресурсов обеспечивают пользователей

(потребителей) информацией из информационных ресурсов на основе за-

конодательства, уставов указанных органов и организаций, положений о них,

а также договоров на услуги по информационному обеспечению.

Информация, полученная на законных основаниях из государственных

информационных ресурсов гражданами и организациями, может быть ис-

пользована ими для создания производной информации в целях ее ком-

мерческого распространения с обязательной ссылкой на источник инфор-

мации.

Источником прибыли в этом случае является результат вложенных труда

и средств при создании производной информации, но не исходная инфор-

мация, полученная из государственных ресурсов.

3 Порядок получения пользователем информации (указание места, вре-

мени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет

собственник или владелец информационных ресурсов с соблюдением тре-

бований, установленных настоящим Федеральным законом.

Перечни информации и услуг по информационному обеспечению, све-

дения о порядке и условиях доступа к информационным ресурсам владель-

цы информационных ресурсов и информационных систем предоставляют

пользователям бесплатно.

4 Органы государственной власти и организации, ответственные за фор-

мирование и использование информационных ресурсов, обеспечивают ус-

ловия для оперативного и полного предоставления пользователю докумен-

тированной информации в соответствии с обязанностями, установленными

уставами (положениями) этих органов и организаций.

5 Порядок накопления и обработки документированной информации с

ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней опре-

деляются органами государственной власти, ответственными за определен-

ные вид и массивы информации, в соответствии с их компетенцией либо

непосредственно ее собственником в соответствии с законодательством.



Статья 13 Гарантии предоставления информации

1 Органы государственной власти и органы местного самоуправления со-

здают доступные для каждого информационные ресурсы по вопросам деятель-

ности этих органов и подведомственных им организаций, а также в пределах

своей компетенции осуществляют массовое информационное обеспечение

пользователей по вопросам прав, свобод и обязанностей граждан, их безопас-

ности и другим вопросам, представляющим общественный интерес.

2 Отказ в доступе к информационным ресурсам, предусмотренным в

пункте 1 настоящей статьи, может быть обжалован в суд.

3 Комитет при Президенте Российской Федерации по политике инфор-

матизации организует регистрацию всех информационных ресурсов, инфор-

мационных систем и публикацию сведений о них для обеспечения права

граждан на доступ к информации.

4 Перечень информационных услуг, предоставляемых пользователям

из государственных информационных ресурсов бесплатно или за плату, не

возмещающую в полном размере расходы на услуги, устанавливает Прави-

тельство Российской Федерации.

Расходы на указанные услуги компенсируются из средств федерального

бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 14 Доступ граждан и организаций к информации о них

1 Граждане и организации имеют право на доступ к документированной

информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее

полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует

или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и органи-

заций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотрен-

ных федеральными законами.

2 Владелец документированной информации о гражданах обязан пре-

доставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она каса-

ется. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законода-

тельством Российской Федерации.

3 Субъекты, представляющие информацию о себе для комплектования



информационных ресурсов на основании статей 7 и 8 настоящего Федераль-

ного закона, имеют право бесплатно пользоваться этой информацией.

4 Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к ин-

формации о нем может быть обжалован в судебном порядке.

Статья 15 Обязанности и ответственность владельца

информационных ресурсов

1 Владелец информационных ресурсов обязан обеспечить соблюдение

режима обработки и правил предоставления информации пользователю,

установленных законодательством Российской Федерации или собственни-

ком этих информационных ресурсов, в соответствии с законодательством.

2 Владелец информационных ресурсов несет юридическую ответствен-

ность за нарушение правил работы с информацией в порядке, предусмот-

ренном законодательством Российской Федерации.

ГЛАВА 4 ИНФОРМАТИЗАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ,

ТЕХНОЛОГИИ И СРЕДСТВА ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Статья 16 Разработка и производство информационных

систем, технологий и средств их обеспечения

1 Все виды производства информационных систем и сетей, технологий и

средств их обеспечения составляют специальную отрасль экономической

деятельности, развитие которой определяется государственной научно-тех-

нической и промышленной политикой информатизации.

2 Государственные и негосударственные организации, а также граждане

имеют равные права на разработку и производство информационных сис-

тем, технологий и средств их обеспечения.

3 Государство создает условия для проведения научно-исследовательс-

ких и опытно-конструкторских работ в области разработки и производства

информационных систем, технологии и средств их обеспечения.

Правительство Российской Федерации определяет приоритетные направ-

ления развития информатизации и устанавливает порядок их финансирова-

ния.

4 Разработка и эксплуатация федеральных информационных систем

финансируются из средств федерального бюджета по статье расходов "Ин-

форматика" ("Информационное обеспечение").



5 Органы государственной статистики совместно с Комитетом при Прези-

денте Российской Федерации по политике информатизации устанавливают

правила учета и анализа состояния отрасли экономической деятельности,

развитие которой определяется государственной научно-технической и про-

мышленной политикой информатизации.

Статья 17 Право собственности на информационные

системы, технологии и средства их обеспечения

1 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

могут быть объектами собственности физических и юридических лиц госу-

дарства.

2 Собственником информационной системы, технологии и средств их

обеспечения признается физическое или юридическое лицо, на средства

которого эти объекты произведены, приобретены или получены в порядке

наследования, дарения или иным законным способом.

3 Информационные системы, технологии и средства их обеспечения

включаются в состав имущества субъекта, осуществляющего права собствен-

ника или владельца этих объектов. Информационные системы, технологии и

средства их обеспечения выступают в качестве товара (продукции) при со-

блюдении исключительных прав их разработчиков.

Собственник информационной системы, технологии и средств их обес-

печения определяет условия использования этой продукции.

Статья 18 Право авторства и право собственности на инфор-

мационные системы, технологии и средства их обеспечения

Право авторства и право собственности на информационные системы,

технологии и средства их обеспечения могут принадлежать разным лицам.

Собственник информационной системы, технологии и средств их обес-

печения обязан защищать права их автора в соответствии с законодатель-

ством Российской Федерация

Статья 19 Сертификация информационных систем, технологий, средств

их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и ис-

пользованию информационных ресурсов

1 Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные



для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сер-

тификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации "О

сертификации продукции и услуг".

2 Информационные системы органов государственной власти Российс-

кой Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Фе-

дерации, других государственных органов, организаций, которые обрабаты-

вают документированную информацию с ограниченным доступом, а также

средства защиты этих систем подлежат обязательной сертификации. Поря-

док сертификации определяется законодательством Российской Федерации.

3 Организации, выполняющие работы в области проектирования, произ-

водства средств защиты информации и обработки персональных данных,

получают лицензии на этот вид деятельности. Порядок лицензирования оп-

ределяется законодательством Российской Федерации.

4 Интересы потребителя информации при использовании импортной

продукции в информационных системах защищаются таможенными органа-

ми Российской Федерации на основе международной системы сертифика-

ции.

ГЛАВА 5 ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ И ПРАВ СУБЪЕКТОВ В ОБЛАСТИ

ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ И ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Статья 20 Цели защиты

Целями защиты являются:

предотвращение утечки, хищения, утраты, искажения, подделки инфор-

мации;

предотвращение угроз безопасности личности, общества, государства;

предотвращение несанкционированных действий по уничтожению, мо-

дификации, искажению, копированию, блокированию информации; предот-

вращение других форм незаконного вмешательства в информационные ре-

сурсы и информационные системы, обеспечение правового режима

документированной информации как объекта собственности;

защита конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и

конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информацион-

ных системах;

сохранение государственной тайны, конфиденциальности документиро-

ванной информации в соответствии с законодательством;



обеспечение прав субъектов в информационных процессах и при разра-

ботке, производстве и применении информационных систем, технологий и

средств их обеспечения.

Статья 21 Защита информации

1 Защите подлежит любая документированная информация, неправо-

мерное обращение с которой может нанести ущерб ее собственнику, вла-

дельцу, пользователю и иному лицу.

Режим защиты информации устанавливается:

в отношении сведений, отнесенных к государственной тайне, - уполномо-

ченными органами на основании Закона Российской Федерации "О государ-

ственной тайне";

в отношении конфиденциальной документированной информации — соб-

ственником информационных ресурсов или уполномоченным лицом на ос-

новании настоящего Федерального закона;

в отношении персональных данных — федеральным законом.

2 Органы государственной власти и организации, ответственные за фор-

мирование и использование информационных ресурсов, подлежащих защи-

те, а также органы и организации, разрабатывающие и применяющие инфор-

мационные системы и информационные технологии для формирования и

использования информационных ресурсов с ограниченным доступом, руко-

водствуются в своей деятельности законодательством Российской Федерации.

3 Контроль за соблюдением требований к защите информации и эксплу-

атацией специальных программно-технических средств защиты, а также обес-

печение организационных мер защиты информационных систем, обраба-

тывающих информацию с ограниченным доступом в негосударственных

структурах, осуществляются органами государственной власти. Контроль осу-

ществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Феде-

рации.

4 Организации, обрабатывающие информацию с ограниченным досту-

пом, которая является собственностью государства, создают специальные

службы, обеспечивающие защиту информации.

5 Собственник информационных ресурсов или уполномоченные им лица

имеют право осуществлять контроль за выполнением требований по защите



информации и запрещать или приостанавливать обработку информации в

случае невыполнения этих требований.

6 Собственник или владелец документированной информации вправе

обращаться в органы государственной власти для оценки правильности вы-

полнения норм и требований по защите его информации в информацион-

ных системах. Соответствующие органы определяет Правительство Россий-

ской Федерации. Эти органы соблюдают условия конфиденциальности самой

информации и результатов проверки.

Статья 22 Права и обязанности субъектов в области защиты

информации

1 Собственник документов, массива документов, информационных сис-

тем или уполномоченные им лица в соответствии с настоящим Федераль-

ным законом устанавливают порядок предоставления пользователю инфор-

мации с указанием места, времени, ответственных должностных лиц, а также

необходимых процедур и обеспечивают условия доступа пользователей к

информации.

2 Владелец документов, массива документов, информационных систем

обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодатель-

ством Российской Федерации.

3 Риск, связанный с использованием несертифицированных информа-

ционных систем и средств их обеспечения, лежит на собственнике (владель-

це) этих систем и средств.

Риск, связанный с использованием информации, полученной из несер-

тифицированной системы, лежит на потребителе информации.

4 Собственник документов, массива документов, информационных сис-

тем может обращаться в организации, осуществляющие сертификацию

средств защиты информационных систем и информационных ресурсов, для

проведения анализа достаточности мер защиты его ресурсов и систем и по-

лучения консультаций.

5 Владелец документов, массива документов, информационных систем

обязан оповещать собственника информационных ресурсов и (или) инфор-

мационных систем о всех фактах нарушения режима защиты информации.

Статья 23 Защита прав субъектов в сфере информационных



процессов и информатизации

1 Защита прав субъектов в сфере формирования информационных ре-

сурсов, пользования информационными ресурсами, разработки, производ-

ства и применения информационных систем, технологий и средств их обес-

печения осуществляется в целях предупреждения правонарушений,

пресечения неправомерных действий, восстановления нарушенных прав и

возмещения причиненного ущерба.

2 Защита прав субъектов в указанной сфере осуществляется судом, ар-

битражным судом, третейским судом с учетом специфики правонарушений и

нанесенного ущерба.

3 За правонарушения при работе с документированной информацией

органы государственной власти, организации и их должностные лица несут

ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации

и субъектов Российской Федерации.

Для рассмотрения конфликтных ситуаций и защиты прав участников в

сфере формирования и использования информационных ресурсов, созда-

ния и использования информационных систем, технологий и средств их обес-

печения могут создаваться временные и постоянные третейские суды.

Третейский суд рассматривает конфликты и споры сторон в порядке, уста-

новленном законодательством о третейских судах.

4 Ответственность за нарушения международных норм и правил в обла-

сти формирования и использования информационных ресурсов, создания

и использования информационных систем, технологий и средств их обеспе-

чения возлагается на органы государственной власти, организации и граж-

дан в соответствии с договорами, заключенными ими с зарубежными фир-

мами и другими партнерами с учетом международных договоров,

ратифицированных Российской Федерацией.

Статья 24 Защита права на доступ к информации

1 Отказ в доступе к открытой информации или предоставление пользова-

телям заведомо недостоверной информации могут быть обжалованы в су-

дебном порядке.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору

поставки, купли-продажи, по другим формам обмена информационными



ресурсами между организациями рассматриваются арбитражным судом.

Во всех случаях лица, которым отказано в доступе к информации, и лица,

получившие недостоверную информацию, имеют право на возмещение по-

несенного ими ущерба.

2 Суд рассматривает споры о необоснованном отнесении информации к

категории информации с ограниченным доступом, иски о возмещении ущер-

ба в случаях необоснованного отказа в предоставлении информации пользо-

вателям или в результате других нарушений прав пользователей.

3 Руководители, другие служащие органов государственной власти, орга-

низаций, виновные в незаконном ограничении доступа к информации и на-

рушении режима защиты информации, несут ответственность в соответствии

с уголовным, гражданским законодательством и законодательством об ад-

министративных правонарушениях.

Статья 25 Вступление в силу настоящего Федерального

закона

1 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официально-

го опубликования.

2 Предложить Президенту Российской Федерации привести в соответ-

ствие с настоящим Федеральным законом изданные им правовые акты.

3 Поручить Правительству Российской Федерации:

привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные

им правовые акты;

подготовить и внести в Государственную Думу в трехмесячный срок в уста-

новленном порядке предложения о внесении изменений и дополнений в

законодательство Российской Федерации в связи с принятием настоящего

Федерального закона;

принять нормативные правовые акты, обеспечивающие реализацию на-

стоящего Федерального закона.

Президент Российской Федерации

Б. ЕЛЬЦИН

Москва, Кремль

20 февраля 1995 г.

№ 24 - ФЗ

ПРИЛОЖЕНИЕ № 2

ИЗ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА

О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕ РФ

От 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ

(Принят Государственной Думой 23 февраля 1996 г.

Одобрен Советом Федерации 20 марта 1996 года)

. . .

Ст. 17.


Хранение документов бухгалтерского учёта

1. Организация обязана хранить первичные учётные документы, регист-

ры бухгалтерского учёта и бухгалтерскую отчётность в течение сроков, уста-

навливаемых в соответствии с правилами организации государственного

архивного дела, но не менее пяти лет.

2. Рабочий план счетов бухгалтерского учёта, другие документы учётной

политики, процедуры кодирования, программы машинной обработки дан-

ных (с указанием сроков их использования) должны храниться организацией

не менее 5 лет после года, в котором они использовались для составления

бухгалтерской отчётности последний раз.

3. Ответственность за организацию хранения учётных документов, реги-

стров бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности несёт руководитель

организации.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 3

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 13 августа 1997 года № 1009

г. Москва

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВО-

ВЫХ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ И

ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

В целях дальнейшего совершенствования работы по подготовке норма-

тивных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их

государственной регистрации Правительство Российской Федерации поста-

новляет:

1 Утвердить прилагаемые Правила подготовки нормативных правовых

актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной

регистрации.

Установить, что разъяснения о применении указанных Правил дает Ми-

нистерство юстиции Российской Федерации.

2 Федеральным органам исполнительной власти:

обеспечивать своевременное принятие нормативных правовых актов во

исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов,

указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений

и распоряжений Правительства Российской Федерации;

исключить случаи направления для исполнения нормативных правовых

актов, не прошедших государственную регистрацию и не опубликованных в



установленном порядке;

осуществить меры по укреплению юридических служб и повышению эф-

фективности их деятельности;

привести в месячный срок свои нормативные правовые акты в соответ-

ствие с настоящим Постановлением.

Установить, что руководители федеральных органов исполнительной вла-

сти несут персональную ответственность за несоблюдение Правил подготов-

ки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной вла-

сти и их государственной регистрации.

3 Министерству юстиции Российской Федерации:

обобщать практику государственной регистрации нормативных правовых

актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права,

свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой

статус организаций или имеющих межведомственный характер, и ежеквар-

тально представлять в Правительство Российской Федерации соответствую-

щую информацию, в том числе о нормативных правовых актах, в государ-

ственной регистрации которых отказано;

представить в 2-месячный срок предложения по правилам кодификации

нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

4 Министерство юстиции Российской Федерации вправе:

осуществлять в федеральных органах исполнительной власти проверку

работ по отбору нормативных правовых актов, подлежащих государственной

регистрации, и при необходимости запрашивать нормативные правовые акты

на государственную регистрацию;

привлекать в случае необходимости высококвалифицированных специа-

листов и научных работников в качестве внештатных экспертов для подготов-

ки заключений по нормативным правовым актам федеральных органов ис-

полнительной власти, представленным на государственную регистрацию.

Оплата труда внештатных экспертов производится за счет средств феде-

рального бюджета, предусматриваемых Министерству юстиции Российской

Федерации.

5 Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г.


N

305 " О государственной регистрации ведомственных нормативных актов";

Постановление Совета Министров - Правительства Российской Федера-

ции от 23 июля 1993 г. N 722 "Об утверждении Правил подготовки ведом-

ственных нормативных актов" (Собрание актов Президента и Правительства

Российской Федерации, 1993, N 31, ст. 2857).

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

ПРИЛОЖЕНИЕ № 4

Утверждены

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 13 августа 1997 г. № 1009

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ

И ИХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ

I Подготовка нормативных правовых актов

федеральных органов исполнительной власти

1 Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной

власти (далее именуются - нормативные правовые акты) издаются на основе

и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента

Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Рос-

сийской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполни-

тельной власти в пределах их компетенции.

2 Нормативные правовые акты издаются федеральными органами ис-

полнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, пра-

вил, инструкций и положений.

Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не до-

пускается.

Структурные подразделения и территориальные органы федеральных

органов исполнительной власти не вправе издавать нормативные правовые

акты.

3 Нормативный правовой акт может быть издан совместно несколькими

федеральными органами исполнительной власти или одним из них по согласованию с другими.

Проект нормативного правового акта подлежит согласованию с заинтере-

сованными министерствами и ведомствами, если такое согласование явля-

ется обязательным в соответствии с законодательством Российской Федера-

ции, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения,



нормы и поручения, касающиеся других министерств и ведомств. Согласова-

ние нормативного правового акта оформляется визами.

Виза включает в себя наименование должности руководителя министер-

ства (ведомства) или его заместителя и личную подпись визирующего, рас-

шифровку подписи и дату.

Визы проставляются в нижней части оборотной стороны последнего лис-

та подлинника нормативного правового акта.

4 Подготовка проекта нормативного правового акта возлагается на одно

или несколько структурных подразделений федерального органа исполни-

тельной власти с учетом их функций и компетенции. При этом определяются

круг должностных лиц, ответственных за подготовку указанного проекта, срок

его подготовки, а при необходимости - организации, привлекаемые к этой

работе.

В подготовке проекта нормативного правового акта участвует юридичес-

кая служба федерального органа исполнительной власти.

Срок подготовки проекта и издания нормативного правового акта во ис-

полнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Рос-

сийской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Россий-

ской Федерации, как правило, не должен превышать одного месяца, если не

установлен другой срок.

Для подготовки проектов наиболее важных и сложных нормативных пра-

вовых актов, а также актов, издаваемых совместно несколькими федераль-

ными органами исполнительной власти, могут создаваться рабочие группы.

5 В процессе работы над проектом нормативного правового акта должны

быть изучены относящиеся к теме проекта законодательство Российской

Федерации, договоры о разграничении предметов ведения и полномочий

между органами государственной власти Российской Федерации и органами

государственной власти субъектов Российской Федерации, практика приме-

нения соответствующих нормативных правовых актов, научная литература и

материалы периодической печати по рассматриваемому вопросу, а также

данные социологических и иных исследований, если таковые проводились.



6 Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логичес-

кое развитие темы правового регулирования.

Если требуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного

правового акта, то в проекте дается вступительная часть - преамбула. Поло-

жения нормативного характера в преамбулу не включаются.

Нормативные предписания оформляются в виде пунктов, которые нуме-

руются арабскими цифрами с точкой и заголовков не имеют. Пункты могут

подразделяться на подпункты, которые могут иметь буквенную или цифровую

нумерацию.

Значительные по объему нормативные правовые акты могут делиться на

главы, которые нумеруются римскими цифрами и имеют заголовки.

При необходимости для полноты изложения вопроса в нормативных пра-

вовых актах могут воспроизводиться отдельные положения законодатель-

ных актов Российской Федерации, которые должны иметь ссылки на эти акты

и на официальный источник их опубликования.

Если в нормативном правовом акте приводятся таблицы, графики, карты,

схемы, то они, как правило, должны оформляться в виде приложений, а со-

ответствующие пункты акта должны иметь ссылки на эти приложения.

7 Одновременно с разработкой проекта нормативного правового акта

должны быть подготовлены предложения об изменении и дополнении или

признании утратившими силу соответствующих ранее изданных актов или их

частей.

Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию

с другими федеральными органами исполнительной власти, изменяются,

дополняются или признаются утратившими силу по согласованию с этими

федеральными органами исполнительной власти.

Положения об изменении, дополнении или признании утратившими силу

ранее изданных актов или их частей включаются в текст нормативного право-

вого акта.

8 Если при подготовке нормативного правового акта выявились необхо-

димость внесения существенных изменений и дополнений в ранее издан-

ные нормативные правовые акты или наличие по одному и тому же вопросу



нескольких актов, то в целях их упорядочения разрабатывается единый но-

вый акт. В проект такого акта включаются новые, а также содержащиеся в

ранее изданных актах нормативные предписания, которые сохраняют свою

силу.

9 Подготовленный проект нормативного правового акта до его подписа-

ния (утверждения) должен быть проверен на соответствие законодательству

Российской Федерации, а также правилам русского языка и завизирован ру-

ководителем юридической службы федерального органа исполнительной

власти.

Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководи-

телем федерального органа исполнительной власти или его заместителем.

Подписанный (утвержденный) нормативный правовой акт должен иметь

следующие реквизиты:

наименование органа (органов), издавшего акт;

наименование вида акта и его название;

дата подписания (утверждения) акта и его номер;

наименование должности и фамилия лица, подписавшего акт.

II Государственная регистрация нормативных правовых актов

федеральных органов исполнительной власти

10 Государственной регистрации подлежат нормативные правовые акты,

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, уста-

навливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный

характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие

сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденци-

ального характера.

11 Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществ-

ляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Госу-

дарственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти.

Государственная регистрация нормативного правового акта включает в

себя:

юридическую экспертизу соответствия этого акта законодательству Рос-

сийской Федерации;

принятие решения о необходимости государственной регистрации дан-

ного акта;

присвоение регистрационного номера;



занесение в Государственный реестр нормативных правовых актов фе-

деральных органов исполнительной власти.

12 Подлежащие государственной регистрации нормативные правовые

акты не позднее 5 дней со дня их подписания (утверждения) представляются

в 4 экземплярах (подлинник и 3 копии) в Министерство юстиции Российской

Федерации.

Представление на государственную регистрацию нормативного правово-

го акта, изданного совместно несколькими федеральными органами испол-

нительной власти, возлагается на орган, который указан первым в числе под-

писавших (утвердивших) акт.

К нормативному правовому акту прилагается справка, содержащая:

основания издания нормативного правового акта;

сведения о всех действующих нормативных правовых актах по данному воп-

росу и информацию о сроках их приведения в соответствие с принятым актом;

сведения о согласовании акта с заинтересованными федеральными орга-

нами исполнительной власти и другими государственными органами, если

такое согласование является обязательным.

Представленный на государственную регистрацию нормативный право-

вой акт должен быть завизирован, а прилагаемая справка подписана руково-

дителем юридической службы федерального органа исполнительной влас-

ти, представляющего акт на регистрацию.

13 Государственная регистрация нормативных правовых актов произво-

дится Министерством юстиции Российской Федерации в срок до 15 дней с

даты получения акта.

В случае необходимости срок регистрации может быть продлен Мини-

стерством юстиции Российской Федерации, но не более чем на 10 дней.

14 В регистрации нормативного правового акта может быть отказано,

если при проведении юридической экспертизы будет установлено несоответ-

ствие этого акта законодательству Российской Федерации.

15 Нормативные правовые акты, в государственной регистрации которых

отказано, возвращаются Министерством юстиции Российской Федерации

издавшему их органу с указанием причин отказа.



16 Нормативный правовой акт может быть возвращен Министерством

юстиции Российской Федерации федеральному органу исполнительной вла-

сти без регистрации по просьбе федерального органа исполнительной вла-

сти, представившего этот акт на государственную регистрацию, а также если

нарушены установленный порядок представления акта на государственную

регистрацию или настоящие Правила.

17 В течение суток после государственной регистрации подлинник нор-

мативного правового акта с присвоенным ему регистрационным номером

направляется Министерством юстиции Российской Федерации в федераль-

ный орган исполнительной власти, представивший акт на государственную

регистрацию.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязан-

ности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организа-

ций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному

опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их по-

ложений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или

сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, передаются

Министерством юстиции Российской Федерации в редакцию газеты "Россий-

ские вести", а также в издательство "Юридическая литература" в течение су-

ток после государственной регистрации.

При опубликовании и рассылке нормативного правового акта указание на

номер и дату государственной регистрации является обязательным.

18 Изменения и дополнения, вносимые в нормативные правовые акты,

прошедшие государственную регистрацию, подлежат регистрации в порядке,

установленном настоящими Правилами.

19 Федеральные органы исполнительной власти направляют для испол-

нения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистра-

ции, только после их регистрации и официального опубликования.

При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как

не вступившие в силу, применяться не могут.



20 В случае обнаружения несоответствия действующего нормативного

правового акта Конституции Российской Федерации, федеральным законам,

указам и распоряжениям Президента Российской Федерации, постановле-

ниям и распоряжениям Правительства Российской Федерации Министер-

ство юстиции Российской Федерации в течение 3 дней представляет в Прави-

тельство Российской Федерации предложение об отмене такого акта с

обоснованием и проектом соответствующего постановления.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 5

Правительство Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 декабря 1995 г. № 1268

г. Москва

Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения

печатей и бланков с воспроизведением государственного герба Российской

Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября

1993 г. № 2050 "О Государственном гербе Российской Федерации" (Собра-

ние актов Президента и Правительства Российской Федерации, 1993, № 49,

ст. 4761) Правительство Российской Федерации постановляет:

1 Установить, что изготовление печатей и бланков своспроизведением

Государственного герба Российской Федерации осуществляют только поли-

графические и штемпельно-граверные предприятия, имеющие выданные

Комитетом Российской Федерации по печати лицензии на существующий вид

деятельности и сертификаты о наличии технических и технологических воз-

можностей для изготовления указанного вида продукции на должном каче-

ственном уровне.

Изготовление печатей и бланков с воспроизведением Государственного

герба Российской Федерации осуществляется по заказам федеральных ор-

ганов государственной власти, иных федеральных государственных органов

и учреждений, определенных Указом Президента Российской Федерации от

30 ноября 1993 г. № 2050 и утвержденным этим Указом Положением о Госу-

дарственном гербе Российской Федерации.

2 Комитету Российской Федерации по стандартизации, метрологии и

сертификации совместно с Комитетом Российской Федерации по печати обес-



печить в установленном порядке разработку и принятие государственного

стандарта на печати и бланки с воспроизведением Государственного герба

Российской Федерации.

3 Комитету Российской Федерации по печати:

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель-

ной власти разработать и утвердить положение о порядке сертификации

полиграфических и штемпельно-граверных предприятий, осуществляющих

изготовление продукции с воспроизведением Государственного герба Рос-

сийской Федерации;

обеспечить составление и ведение единого перечня полиграфических и

штемпельно-граверных предприятий, осуществляющих изготовление продук-

ции с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель-

ной власти ускорить разработку и представить в правительство Российской

Федерации предложения о порядке и условиях хранения, использования и

уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного гер-

ба Российской Федерации;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнитель-

ной власти разработать и утвердить порядок и условия хранения, использо-

вания и уничтожения оснастки (форм, матриц, клише и т.п.) для изготовления

печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской

Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

В.Черномырдин

ПРИЛОЖЕНИЕ № 6

Совет Министров - Правительство Российской Федерации

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 марта 1993 г. №191

О ПОРЯДКЕ ВЕДОМСТВЕННОГО ХРАНЕНИЯ ДОКУМЕНТОВ

И ОРГАНИЗАЦИИ ИХ В ДЕЛОПРОИЗВОДСТВЕ

В целях регулирования взаимоотношений между учреждениями

Государственной архивной службы России и центральными органами феде-

ральной исполнительной власти, государственными учреждениями, органи-

зациями и предприятиями, а также совершенствования ведомственного хра-

нения документов и организации их в делопроизводстве Совет Министров —



Правительство Российской Федерации постановляет:

1 Установить, что центральные органы федеральной исполнительной

власти, министерства, ведомства республик в составе Российской Федера-

ции, государственные учреждения, организации и предприятия:

осуществляют временное хранение документов государственной части

Архивного фонда Российской Федерации в создаваемых ими ведомствен-

ных архивах или других структурных подразделениях, на которые возлагают-

ся соответствующие функции;

обеспечивают учет, сохранность, использование, своевременный отбор и

подготовку документов государственной части Архивного фонда Российской

Федерации к передаче на государственное хранение в соответствии с прави-

лами, установленными Государственной архивной службой России;

передают документы государственной части Архивного фонда Российс-

кой Федерации в учреждения Государственной архивной службы России по

истечении предельных сроков ведомственного хранения в упорядоченном

состоянии с соответствующим научно-справочным аппаратом и страховыми

копиями на особо ценные документы. Все работы, связанные с подготовкой

и передачей документов на государственное хранение, выполняются за счет

средств центральных органов федеральной исполнительной власти, мини-

стерств и ведомств республик в составе Российской Федерации, государствен-

ных учреждений, организаций и предприятий, сдающих документы;

разрабатывают по согласованию с Государственной архивной службой

России и утверждают в установленном порядке нормативно-методические

материалы, определяющие порядок хранения документов, организацию их в

делопроизводстве, работу ведомственных архивных и делопроизводствен-

ных служб.

Ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской

Федерации в области архивного дела государственными учреждениями, орга-

низациями и предприятиями осуществляется центральными органами фе-

деральной исполнительной власти, министерствами и ведомствами респуб-



лик в составе Российской Федерации, в ведении которых они находятся.

2 Установить предельные сроки ведомственного хранения документов

государственной части Архивного фонда Российской Федерации:

для документов центральных органов федеральной исполнительной вла-

сти, министерств и ведомств республик в составе Российской Федерации,

отраслевых академий, государственных учреждений, организаций и пред-

приятий федерального и республиканского (республик в составе Российской

Федерации) подчинения — 15 лет;

для документов органов государственной власти и управления краев, об-

ластей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-

Петербурга, районных и городских Советов народных депутатов и соответ-

ствующих органов управления (местной администрации), а также

государственных учреждений, организаций и предприятий краевого и облас-

тного подчинения, подчинения автономной области и окружного подчинения

—10 лет;

для документов государственных учреждений, организаций и предприя-

тий городского и районного подчинения, предприятий сельского хозяйства —

5 лет;

для записей актов гражданского состояния, документов по личному соста-

ву, записей нотариальных действий и судебных дел — 75 лет;

для научно-технической документации — до утраты практической значи-

мости, но не более 25 лет;

для кинофильмов, киножурналов, звуко- и видеозаписей — до окончания

копирования, но не более 3 лет;

для фотодокументов — 3 года;

для машинно-ориентированных документов — 5 лет.

В необходимых случаях сроки временного хранения документов государ-

ственной части Архивного фонда Российской Федерации могут быть измене-

ны Государственной архивной службой России по согласованию с соответ-

ствующей организацией.

3 Уничтожение документов с истекшими сроками хранения производится

в порядке, устанавливаемом Государственной архивной службой России пос-

ле утверждения соответствующим государственным архивом описей на дела



постоянного хранения и по личному составу.

4. Сроки и порядок передачи на государственное хранение документов,

образовавшихся в процессе деятельности негосударственных организаций,

в том числе общественных объединений, ассоциаций совместных предприя-

тий и международных объединений, определяются с согласия их собствен-

ников на основе договора, заключенного между негосударственной органи-

зацией и учреждением Государственной архивной службы России.

5. При реорганизации или ликвидации центральных органов федераль-

ной исполнительной власти, министерств и ведомств республик в составе

Российской Федерации, государственных учреждений, организаций и пред-

приятий, а также в случаях их перехода в иной вид собственности, образовав-

шиеся в процессе их деятельности документы передаются правопреемни-

кам, определяемым соответствующими органами государственной власти и

управления, а при отсутствии правопреемников передаются учреждениям

государственной архивной службы России.

Для решения вопроса о дальнейшем хранении документов в состав ко-

миссий, образуемых для передачи дел и имущества, включаются представи-

тели учреждений Государственной архивной службы России.

6. Государственная архивная служба России и ее учреждения:

определяют виды государственных учреждений, организаций и предпри-

ятий, документы которых должны передаваться на государственное хране-

ние, а также состав документов, отнесенных к государственной части Архи-

вного фонда Российской Федерации;

защищают интересы Архивного фонда Российской Федерации при

реорганизации и ликвидации центральных органов федеральной исполни-

тельной власти, министерств и ведомств республик в составе Российской

Федерации, государственных учреждений, организаций и предприятий, а так-

же в случае перехода их в иной вид собственности.

Первый заместитель

Председателя Совета Министров —

Правительства Российской Федерации

В. Шумейко

ПРИЛОЖЕНИЕ № 7



ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ О ЦЕНТРАЛЬНОЙ ЭКСПЕРТНОЙ

КОМИССИИ (ЦЭК) МИНИСТЕРСТВА,

ВЕДОМСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

* Данное Положение может быть применено для создания экспертных служб

министерств и ведомств субъектов Российской Федерации, других учреждений,

хранящих документы государственной части Архивного фонда Российской Феде-

рации, имеющих подведомственную сеть организаций.

Утверждено приказом Росархива

от 17.03.98 №19

Приказом Федеральной архивной службы России (Росархив) от 17.03.98

№ 19 утверждено "Примерное положение о Центральной экспертной комис-

сии (ЦЭК) министерства (ведомства) Российской Федерации".

Министерствам и ведомствам Российской Федерации рекомендовано на

основе Примерного положения разработать индивидуальные положения о

центральных экспертных комиссиях и по согласованию с Росархивом ввести

их в действие.

Центральные экспертные комиссии создаются для того, чтобы обеспе-

чить сохранность ценных исторических документов, образующихся в деятель-

ности федеральных органов государственной власти, организацие и прове-

дению методической работы по экспертизе ценности документов и отбору их

на постоянное государственное хранение.

Правовыми основаниями разработки и внедрения Примерного положе-

ния о ЦЭК является то, что Росархив, согласно Положению о Государствен-

ной архивной службе России (ныне Федеральная архивная служба России)

обязан обеспечивать государственное регулирование развития архивного

дела в стране, осуществлять межотраслевую координацию деятельности го-

сударственных и ведомственных архивов и контролировать соблюдение за-

конодательства Российской Федерации в области архивного дела*. Его глав-

ными задачами являются формирование, обеспечение сохранности и

использование документов Архивного фонда Российской Федерации, а так-

же координация деятельности федеральных органов государственной влас-

ти в области архивного дела и делопроизводства, развитие совместно с эти-



ми органами государственной системы делопроизводства и

унифицированных систем документации.

* Законодательную базу архивного дела России составляют Федеральный за-

кон "Основы законодательства Российской Федерации об архивном фонде Россий-

ской Федерации и архивах" (1993 г.) и аналогичные законы субъектов Российской

Федерации.

Министерства и ведомства обязаны в течение определенного времени

сохранять ценную документацию, вышедшую из оперативного использова-

ния в управлении, в ведомственных архивах. Право определять ценность

документов на основании их экспертизы принадлежит Федеральной архи-

вной службе, для чего она разрабатывает и утверждает типовые перечни

документов, подлежащих передаче на государственное хранение; федераль-

ные органы государственной власти разрабатывают и утверждают по согла-

сованию с Росархивом ведомственные перечни документов со сроками хра-

нения.

Федеральные органы власти (за исключением специально оговоренных в

"Положении об Архивном фонде Российской Федерации" органов, которые

осуществляют хранение документов на особых условиях) хранят документы в

течение 15 лет, а затем в упорядоченном виде, в соответствии с требованиями

архивной обработки передают их в федеральные государственные архивы.

Эти документы включаются в государственную часть Архивного фонда Рос-

сийской Федерации и предоставляются для использования всем юридичес-

ким и физическим лицам.

Центральная экспертная комиссия министерства (ведомства) осуществ-

ляет организационно-методическое руководство и контроль за всеми проце-

дурами определения ценности документов, обеспечения их сохранности и

учета, архивной обработки и описания, передачи документов из делопроиз-

водства в ведомственный архив, передачи документов на государственное

хранение.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1 Постоянно действующая ЦЭК создается для:

организации и проведения методической и практической работы по экс-



пертизе ценности и подготовке к передаче на государственное хранение до-

кументов Архивного фонда Российской Федерации, включая управленчес-

кую, научно-техническую, кино-, фото-, фоно-, видео-, машиночитаемую и другую

специальную документацию, находящуюся на ведомственном хранении в

министерстве, ведомстве, их структурных подразделениях*, в подведом-

ственных им учреждениях, организациях, предприятиях**;

осуществления методического руководства и координации деятельности

экспертных комиссий (ЭК) подведомственных отраслевых организаций и уч-

реждений.

* В структурных подразделениях центрального аппарата министерства, ве-

домства могут быть созданы экспертные комиссии, работающие под методическим

руководством ЦЭК.

** Далее вместо "подведомственные государственные учреждения, органи-

зации и предприятия" употребляется "подведомственные государственные орга-

низации".

1.2 Постоянно действующая ЦЭК является совещательным органом при

руководстве федерального министерства, ведомства. Решения Комиссии всту-

пают в силу после их утверждения руководством министерства, ведомства. В

необходимых случаях (см. п. 2.8. и 2.9. положения) решения ЦЭК вступают в

силу только после их согласования или утверждения соответствующим учреж-

дением системы Федеральной архивной службы России (Росархив).

1.3 Персональный состав ЦЭК назначается приказом руководителя ми-

нистерства, ведомства из наиболее квалифицированных сотрудников основ-

ных структурных подразделений под председательством одного из замести-

телей руководителя.

В состав ЦЭК включаются: заведующий ведомственным архивом (ответ-

ственный за архив) - секретарь комиссии, представитель делопроизводствен-

ной службы министерства, ведомства, представитель соответствующего ар-

хивного учреждения.

В качестве экспертов и консультантов к работе комиссии могут привлекать-

ся специалисты научных общественных и других сторонних организаций.



1.4 В своей работе ЦЭК руководствуется законодательством России, ос-

новами законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Рос-

сийской Федерации и архивах, распорядительными документами федераль-

ного министерства, ведомства, нормативно-методическими документами

Росархива, положением о ЦЭК министерства, ведомства.

1.5 В соответствии с настоящим примерным положением федеральное

министерство, ведомство разрабатывают конкретное положение о своей ЦЭК,

которое после согласования с Росархивом утверждается приказом руково-

дителя министерства, ведомства, одновременно с утверждением персональ-

ного состава ЦЭК.

2 ФУНКЦИИ ЦЭК

ЦЭК осуществляет следующие функции:

2.1 Разрабатывает предложения,и рекомендации по оптимизации со-

става документов Архивного фонда Российской Федерации, образующихся в

процессе деятельности министерства, ведомства и подведомственных им

организаций.

2.2 Рассматривает предложения и в установленном порядке представ-

ляет свои решения об изменении или уточнении сроков хранения докумен-

тов, предусмотренных действующими нормативно-методическими пособия-

ми, а также решений об установлении сроков хранения документов, не

предусмотренных нормативно-методическими пособиями.

2.3 Осуществляет методическое руководство работой ЭК структурных под-

разделений и ЭК подведомственных организаций своей отраслевой систе-

мы.

2.4 Рассматривает предложения и выносит рекомендации по методи-

ческим и практическим вопросам экспертизы ценности документов.

2.5 Организует и координирует работу по подготовке нормативно-методи-

ческих пособий по экспертизе ценности документов и отбору их в состав Архи-

вного фонда Российской Федерации (в том числе НТД и спецдокументации)

в министерстве, ведомстве и подведомственных им организациях.

2.6 Оказывает содействие и методическую помощь работе специалистов

отрасли:

по выявлению владельцев личных архивов в учреждениях и организаци-



ях отрасли, по возможной передаче ими дневников, записей воспоминаний,

других документов в состав Архивного фонда Российской Федерации;

по выявлению и возврату в Россию документов по истории России и своей

отрасли, которые по различным причинам оказались за границами России;

по инициативному документированию (записи воспоминаний старейших

работников отрасли всех уровней) с целью создания устной истории своей

отрасли.

2.7 Рассматривает и выносит решение об одобрении:

сводных описей дел постоянного срока хранения, в том числе спецдоку-

ментации;

перечней проектов, проблем (тем) научно-технической документации по-

стоянного срока хранения;

актов о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хра-

нения;

актов об утрате или неисправимом повреждении документов постоянного

и долговременного сроков хранения, документов по личному составу;

описей на документы по личному составу;

графиков подготовки и передачи документов на госхранение;

нормативно-методических пособий по работе с документами (перечни

документов со сроками хранения, классификаторов, инструкции по делопро-

изводству, номенклатуры дел, памятки и правила по работе с документами);

отраслевых списков видов учреждений и организаций, являющихся и не

являющихся источниками комплектования Архивного фонда Российской Фе-

дерации.

2.8 Представляются на рассмотрение в Росархив:

- предложения ЦЭК об установлении, уточнении или изменении сроков

хранения отдельных категорий документов;

- перечни документов со сроками хранения;

- отраслевые списки видов подведомственных учреждений и организа-

ций, являющихся и не являющихся источниками комплектования Архивного

фонда Российской Федерации;

- акты на уничтожение документов, созданных до 1945 года включительно;

- положения о ЦЭК и центральном архиве;

- примерные и типовые номенклатуры дел;



- инструкции по делопроизводству.

2.9 Представляются в соответствующие архивные учреждения на утверж-

дение:

- описи дел постоянного срока хранения (управленческая и специальная

документации);

- перечни проблем (тем) научно-технической документации постоянного

срока хранения;

- перечни документов, подлежащих передаче в госархивы, на согласова-

ние;

- номенклатуры дел министерства (ведомства);

- описи дел по личному составу.

2.10 Совместно со службами делопроизводства и кадров организует для

сотрудников центрального аппарата и подведомственных учреждений кон-

сультации по вопросам работы с документами, оказывает им методическую

помощь, участвует в подготовке и проведении мероприятий по повышению их

деловой квалификации.

3 ПРАВА ЦЭК

При выполнении возложенных на нее задач ЦЭК имеет право:

3.1 В пределах своей компетенции давать рекомендации структурным

подразделениям министерства, ведомства и подведомственным организа-

циям по вопросам разработки номенклатур дел и формирования дел в де-

лопроизводстве, экспертизы ценности документов, розыска недостающих дел

постоянного хранения и дел по личному составу, порядка упорядочения и

оформления документов и др.

3.2 Запрашивать от руководителей структурных подразделений министер-

ства, ведомства, подведомственных организаций:

письменные объяснения о причинах утраты, порчи или незаконного унич-

тожения документов постоянного и долговременного хранения, в том числе

документов по личному составу;

документы, необходимые для определения сроков хранения документов.

3.3 Заслушивать на своих заседаниях руководителей структурных подраз-

делений министерства, ведомства, руководителей подведомственных орга-

низаций о качестве и сроках подготовки документов к архивному хранению,

об условиях хранения и обеспечении сохранности документов, о причинах

утраты документов.

3.4 Приглашать на заседания комиссии в качестве консультантов и экс-



пертов специалистов структурных подразделений, подведомственных орга-

низаций, а также представителей соответствующего архивного учреждения.

3.5 Информировать руководство министерства, ведомства и подведом-

ственных организаций по вопросам своей компетенции.

3.6 Представлять в установленном порядке министерство, ведомство в

учреждениях Федеральной архивной службы России.

4 ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ЦЭК

4.1 ЦЭК федерального министерства, ведомства работает в контакте с

Центральной экспортно-проверочной комиссией при Росархиве*.

* ЦЭК министерств и ведомств субъектов Российской Федерации работают с

органами Росархива на местах, с соответствующими госархивами.

4.2 ЦЭК работает по плану, утвержденному руководством министерства,

ведомства.

4.3. Вопросы, относящиеся к компетенции ЦЭК, рассматриваются на ее

заседаниях, которые проводятся по мере необходимости. Все заседания

комиссии протоколируются.

4.4. Заседание ЦЭК и принятые на нем решения считаются правомочны-

ми, если в голосовании приняли участие не менее половины членов ЦЭК.

Право решающего голоса имеют только члены ЦЭК. Приглашенные консуль-

танты и эксперты имеют право совещательного голоса, в голосовании не уча-

ствуют.

Решение принимается простым большинством голосов. При разделении

голосов поровну решение принимает председатель ЦЭК и руководство фе-

дерального министерства, ведомства (в необходимых случаях по согласова-

нию с учреждениями Росархива).

4.5. ЦЭК в лице ее председателя, его заместителя и секретаря комиссии

имеет право не принимать к рассмотрению и возвращать для доработки не-

качественно и небрежно подготовленные документы.

4.6. Ведение делопроизводства ЦЭК, хранение и использование ее доку-

ментов, ответственность за их сохранность возлагаются на секретаря комис-

сии.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 8

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

НА КОТОРЫХ ПРОСТАВЛЯЕТСЯ ГРИФ УТВЕРЖДЕНИЯ*



* Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ Р 6.30-

97: Унифицированные системы документации. Унифицированная система организа-

ционно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов. -

М.: Научная книга, 1998.C. 71

Акты (проверок и ревизий; приема законченных строительством объек-

тов, оборудования; экспертизы; передачи дел; ликвидации организаций, уч-

реждений, предприятий и т.д.);

Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капи-

тальное строительство; на проведение научно-исследовательских, проектно-

конструкторских и технологических работ; технические и т.д.);

Инструкции (правила) - (должностные; по делопроизводству; технике бе-

зопасности; внутреннего трудового распорядка и т.д.);

Нормативы (расхода сырья, материалов, электроэнергии; технологичес-

кого проектирования; численности работников и т.д.);

Отчеты (о производственной деятельности, командировках, научно-ис-

следовательских работах и т.д.);

Перечни (должностей работников с ненормированным рабочим днем;

предприятий, на которые распространяются определенные льготы; типовых

документальных материалов, образующихся в деятельности министерств,

ведомств и др. организаций с указанием сроков хранения материалов и т.д.);

Планы (производственные; строительно-монтажных, проектно-изыска-

тельских, научно-исследовательских работ; внедрения новой техники; по ка-

питальному ремонту; работы коллегии, научно-технического совета, ученого

совета и т.д.);

Положения (об организации; структурном подразделении; премирова-

нии и т.д.);

Программы (проведения работ и мероприятий, командировок и т.д.);

Расценки на производство работ;

Сметы (расходов на содержание аппарата управления, зданий, поме-

щений, сооружений, использования средств фонда предприятия; на подго-

товку и освоение производства новых изделий; на капитальное строитель-

ство и т.д.);



Стандарты (государственные, отраслевые, технические условия);

Структура и штатная численность;

Тарифные ставки;

Уставы организаций;

Формы унифицированных документов;

Штатные расписания и изменения к ним.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 9

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ДОКУМЕНТОВ,

НА КОТОРЫХ СТАВИТСЯ ГЕРБОВАЯ ПЕЧАТЬ*

* В организациях, не имеющих гербовой печати,ставится простая круглая пе-

чать. См.: Оформление документов. Методические рекомендации на основе ГОСТ

Р 6.30-97,с. 72.

Акты (приема законченных строительством объектов, оборудования, вы-

полненных работ; списания; экспертизы и т.д.);

Архивные справки;

Архивные копии;

Доверенности (на получение товарно-материальных ценностей, веде-

ние дел в арбитраже и т.д.);

Договоры (о материальной ответственности, поставках, подрядах, научно-

техническом сотрудничестве, аренде помещений; о производстве работ и т.д.);

Задания (на проектирование объектов, технических сооружений, капи-

тальное строительство; технические и т.д.);

Заключения и отзывы;

Заявления (на аккредитив; об отказе от акцепта и т.д.);

Исполнительные листы;

Командировочные удостоверения;

Нормы расхода;

Образцы оттисков печатей и подписей работников, имеющих право со-

вершения финансово-хозяйственных операций;

Письма гарантийные (на выполнение работ, услуг и т.д.);

Поручения (бюджетные; банковские; пенсионные; платежные (сводные,

в банк; на получение и перевод валюты, на импорт и т.д.);

Положения об организациях;

Представления и ходатайства (о награждении орденами и медалями,

премиями и т.д.);

Реестры (чеков; бюджетных поручений, представляемые в банк);

Сметы расходов (на содержание аппарата управления; на калькуляцию

кдоговоруит.д.);

Соглашения;

Справки (лимитные; о выплате страховых сумм; использовании бюджетных



ассигнований на зарплату; о начисленной и причитающейся зарплате и т.д.);

Спецификации (изделий, продукции и т.д.);

Титульные списки;

Удостоверения;

Уставы организаций;

Штатные расписания.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 10





ПРИЛОЖЕНИЕ № 11

Форма номенклатуры дел структурного подразделения министерства, ведомства



1 Название перечня и его данные.

Продолжение приложения 11



ПРИЛОЖЕНИЕ № 12

Форма обложки дела постоянного и временного хранения



ПРИЛОЖЕНИЕ № 13

Форма описи дел постоянного хранения



ПРИЛОЖЕНИЕ № 14

Список документов по личному составу с указанием сроков хранения



* По Перечню документов со сроками хранения, образующихся в деятельности Сберегательного банка Российской Федерации и учреждений его системы. - М., 1995.

1 Справки с места жительства, медицинские справки и другие документы второ­степенного значения – 3 г.



1 При отсутствии приказов об установлении и изменении окладов - 50 л. ЭПК.

2 После возвращения из-за границы.

3 После окончания учебного заведения.

4 Перечень документов, образующихся в деятельности Центрального банка Рос­сийской Федерации, с указанием сроков хранения, 1994.

5 Хранятся в АО. При ликвидации АО передаются на госхранение.

ПРИЛОЖЕНИЕ № 15

Пример оформления приказа по основной деятельности:



ПРИЛОЖЕНИЕ № 16

Образцы бланков

Пример бланка письма с углового расположением реквизитов



Пример бланка письма с продольным расположением реквизитов



Пример оформления внутренней объяснительной записки



Пример оформления внутренней докладной записки



Пример оформления внешней докладной записки



ПРИЛОЖЕНИЕ № 17






















Содержание раздела