Организация и технологии документационного обеспечения управления (2)

       

Обслуживание совещаний


Обслуживание совещания начинается в день его проведения, но если есть приглашённые из других городов, то накануне.

В день совещания помещение открывается заранее и тщательно про­ветривается, еще раз проверяется наличие необходимой аппаратуры, её рабочее состояние, готовность рабочего места стенографистки или ведущего протокол. На небольших совещаниях на место каждого учас­тника совещания кладутся необходимые документы (если они не были разосланы заранее). Кроме того на стол ставятся минеральная вода или другие прохладительные напитки, стаканы, бумажные салфетки. Если есть президиум, аналогично готовится место для каждого члена прези­диума.

К первым организационным мероприятиям обслуживания совещания относится и встреча его участников. Она во многом определяет настро­ение. Всякий срыв, накладка (не встретили, встретили с опозданием, возникли затруднения с размещением, поиском места совещания) неиз­бежно вызывают отрицательные эмоции.

При проведении совещания с ограниченным числом участников, их встречают перед входом в помещение, где будет проходить совещание, приветствуют каждого и приглашают пройти на совещание.

В ряде случаев, один из организаторов встречает при входе в зал совещания, а другой сотрудник встречает при входе в здание, привет­ствует, указывает, где раздеться, куда пройти. На больших совещаниях развешиваются указатели и таблички. Но часто бывают и такие ситуа­ции, когда какого-то участника надо встретить в аэропорту, другого на железнодорожном или автовокзале, или в день совещания заехать за участниками в гостиницу и т.д. Поэтому процедура встречи должна быть продумана до мельчайших деталей и расписана между членами рабо­чей группы: кто кого и где встречает.

Участники совещания регистрируются. Если их число ограниченно, эту работу проводит секретарь руководителя. Если совещание с боль­шим количеством участников, их регистрирует специально выделенный работник или группа работников. Обычно регистрация ведется по зара­нее заготовленным спискам участников.
В тех случаях, когда принятие решения предполагает голосование, прибывший на совещание распи­сывается в заранее заготовленном списке присутствующих. При органи­зации больших конференций участники могут заполнять анкеты (карточ­ки) с последующим обобщением этих данных в списки. Анкеты (карточки) позволяют получить всю необходимую информацию об участниках. В регистрационных анкетах (карточках) как минимум указывается фами­лия, имя, отчество, место работы, занимаемая должность, на научных конференциях - наличие ученых степеней и званий.

Регистрация позволяет к моменту открытия совещания знать состав присутствующих, их количество. Количественный состав особенно ва­жен для совещаний, на которых принятие решений требует кворума, т.е. установленного законом или уставом такого количества присутствую­щих, при котором принятое решение является правомочным.

После окончания регистрации уточнённый список присутствующих, включающий фамилию, имя, отчество и название организации, переда­ётся председателю, что позволяет ведущему ориентироваться при про­ведении совещания.

Одновременно с регистрацией желательно проводить и проставле­ние отметок на командировочных удостоверениях. Если эту операцию не провести сразу, потребуется сбор, а затем раздача отмеченных ко­мандировочных удостоверений участникам совещания или же каждый участник должен будет по этим вопросам обращаться к организаторам совещания.

Во время регистрации следует сразу же собрать сведения о потреб­ности в обратных билетах. При хорошей организации совещания рабо­чая группа берет на себя задачу приобретения билетов на обратную до­рогу.

В ходе регистрации выясняется желание принять участие в предла­гаемых мероприятиях культурной программы.

При регистрации участникам выдаются, если не были ранее разосла­ны, размноженные для них документы (тезисы, проекты решений и др.). Также могут выдаваться канцелярские принадлежности (папки, блокно­ты, авторучки и т.п.), что предусматривается заранее и закладывается в финансовые расходы.



Совещание должно начинаться точно вовремя. Желательно сразу согласовать с участниками правила совместной работы: регламент для выступлений, перерывы, время окончания совещания.

Во время перерывов не забывайте проветривать помещение. При наличии системы кондиционирования воздуха, необходимо произвести её регулировку в зависимости от степени заполнения помещения. В пе­рерыве могут быть предусмотрены кофе-паузы, когда участникам пред­лагаются кофе, чай, бутерброды, печенье и т.д., организована продажа литературы.

Ответственным этапом является документирование совещания, т.е. запись процесса обсуждения внесенных на повестку дня вопросов. В ходе совещания и после его окончания необходимо собрать тексты вы­ступлений, не представленные заранее. Ход совещания можно стеног­рафировать, вести фонограмму, видеозапись, протоколировать.

Стенограмма и фонограмма -это дословная запись всего, что гово­рилось на совещании, т.е. всех выступлений, вопросов, ответов, реп­лик. При стенографировании и фонозаписи следует учитывать, что сте­нографистки могут не знать фамилии всех выступающих, особенно подающих реплики и задающих вопросы. При фонозаписи часто трудно определить выступающего по голосу, если он не был назван. Поэтому, несмотря на стенографирование или фонозапись, необходимо фикси­ровать фамилии всех выступающих в порядке хода совещания, что по­зволит установить принадлежность каждого выступления, реплики, воп­роса в ходе расшифровки стенограммы или фонограммы. Для ведения стенограмм и расшифровки фонограмм требуются специальные работ­ники: стенографистки и диктофонистки. В расшифрованные стенограм­мы и фонограммы, как правило, вносятся редакционные правки. Это достаточно дорогостоящий вид документирования совещаний. Его це­лесообразно вести лишь для наиболее важных мероприятий или в том случае, когда заранее предусматривается публикация материалов со­вещания.

Наиболее оптимальным вариантом для оперативных совещаний яв­ляется их протоколирование.


Содержание раздела