Организация и технологии документационного обеспечения управления (2)

       

организация делопроизводственного обслуживания


Весь процесс управления пронизан информацией, являющейся ос­новой принятия решений и построен на оперативной работе с документа­ми, в которых она фиксируется. Поэтому информационно-документационное обеспечение управления (делопроизводство) любой фирмы, учреждения, организации, предприятия рассматривается сегодня как важ­нейшая обслуживающая функция управления. От её рациональной орга­низации зависит быстрота и оптимальность выбора решения, доведение его до исполнителя, своевременный контроль за исполнением и, в ко­нечном счёте, достижение экономического эффекта в деятельности фирмы, организации, предприятия.

Поскольку делопроизводственное обслуживание имеет свои специ­фические задачи, оно должно выполняться самостоятельной, организа­ционно-обособленной службой - структурным подразделением: управ­лением, департаментом, отделом, сектором, группой и т.д. Сегодня эта служба имеет различные названия: управление делами, управление информационно-документационного обеспечения, управление делопро­изводства, управление документационного обеспечения, общий отдел, канцелярия, секретариат и т.д. Далее обобщённо будем называть её службой делопроизводства. В небольших учреждениях, фирмах, где объём обрабатываемых документов невелик и создание специального структурного подразделения нецелесообразно, всю работу, выполняе­мую службой делопроизводства, возлагают на секретаря-референта (сек­ретаря).

Служба делопроизводства, как самостоятельное структурное подраз­деление, возглавляется руководителем, который в свою очередь под­чиняется непосредственно руководителю организации. Объеди­нение делопроизводственной службы с другими подразделениями, например, вхождение этой службы в административно-хозяйственный отдел, является грубой ошибкой.

Основными задачами такой службы является постановка и веде­ние информационно-документационного обеспечения управленческой деятельности организации на уровне современных требований. На службу делопроизводства обычно возлагается организация единой комплекс­ной системы делопроизводства (информационно-документационного обес­печения управления) в организации, единого порядка работы с докумен­тами, начиная с их создания (или получения) и кончая сдачей в архив (или уничтожением).


Это достигается разработкой соответствующего пакета организацион­ных и нормативно-методических документов.
В зависимости от объёма работ (объёма документооборота организа­ции) служба делопроизводства может включать несколько структурных подразделений, например, секретариат (или несколько, если свои сек­ретариаты имеют заместители руководителя учреждения); экспедицию (здесь, в свою очередь, могут быть выделены группы по обработке вхо­дящей и исходящей корреспонденции, конфиденциальных документов, курьерская группа и др.); бюро учётно-справочной работы (в нём могут быть группы регистрации, информационно-справочного обслуживания); бюро контроля; бюро писем и приёма граждан; группа печати и размно­жения документов; отдел автоматизации; архив и др.
В учреждениях меньшего масштаба возможно совмещение несколь­ких функций в одном подразделении или вместо структурных подразде­лений выполнение соответствующей работы отдельными сотрудниками, в маленькой фирме всю работу ведёт один секретарь.
Численный состав и номенклатура должностей работников службы делопроизводства также определяются исходя из функций и объёма работ службы. Кроме того, в каждом структурном подразделении может быть секретарь, ведущий делопроизводство в отделе. При отсутствии такого руководитель подразделения должен назначить одного из сотруд­ников отдела ответственным за ведение делопроизводства.
Рациональная организация постановки делопроизводства начинает­ся с определения организационно-правового положения службы, её структуры, функций, прав и обязанностей всех, кто занимается документационным обеспечением. Для этого следует разработать организацион­но-правовые документы: положение о службе делопроизводства и дол­жностные инструкции на каждого работника, занимающегося делопроизводственным обслуживанием, инструкцию по организации делопроизводства. Организационно-правовые документы содержат пра­вила, нормы, положения, устанавливающие статус структурного подразделения, его компетенцию, структуру, должностной состав, функциональ­ное содержание деятельности работников подразделения, их права, обязанности, ответственность и другие аспекты.Положения, содержа­щиеся в организационно-правовых документах, строго обязательны для исполнения. Эти документы подлежат утверждению руководителем орга­низации.

Содержание раздела