Организация и технологии документационного обеспечения управления (2)

       

Служебные письма


- обобщенное название большой груп­пы управленческих документов, которые служат средством общения с учреждениями и частными лицами, сообщения чего-нибудь, уведомле­ния о чем-нибудь.

Служебные письма применяются для решения многочисленных опе­ративных вопросов, возникающих в управленческой деятельности, от­сюда вытекает разнообразие содержания писем: запросы, уведомле­ния, приглашения, претензии, изменения, уточнения, задания, сообщения, разъяснения, напоминания, подтверждения, рекомендации, предложе­ния, замечания, просьбы, требования и т.п.

Так как служебные письма выступают связующим звеном между пред­приятиями, учреждениями и организациями, они занимают до 80% вхо­дящей и исходящей документации учреждения. Поэтому, стремясь к сокращению документооборота, прежде всего следует обратить внима­ние на обоснованность составления этой группы документов. Письмо должно составляться только в тех случаях, когда невозможно решение вопроса при устном общении (снятие вопроса по телефону или в лич­ном разговоре).

Текст служебного письма должен быть простым, т.е. освещать один вопрос. Это не только упростит технические операции по обработке пись­ма в учреждении-получателе (прежде всего регистрацию, контроль, формирование в дела), но и ускорит исполнение документа, так как при наличии в письме нескольких вопросов снимается копия или устанав­ливается очередность исполнения вопросов. Поэтому, если с одним адресатом надо решить несколько вопросов, по каждому следует со­ставить отдельный документ. Несколько вопросов излагаются в одном письме только в случае их взаимосвязанности.

Текст письма, как правило, состоит из двух частей, В первой части излагаются мотивы, побудившие составить документ, здесь же могут быть сделаны ссылки на решения вышестоящих органов, явившиеся основанием составления письма. Во второй части излагается основная часть документа, ради которой он составлялся: выводы, просьбы, пред­ложения, замечания и т.п.
Учитывая постоянный рост объемов информа­ции, с которой приходится знакомиться работникам управленческого аппарата, для активизации восприятия информации, содержащейся в письме можно рекомендовать изменить традиционный порядок изложе­ния текста письма и начинать его с существа вопроса, помещая доказа­тельства и доводы во вторую часть.

Письма по несложным, обговоренным заранее вопросам могут со­стоять из одной основной части, без пояснений.

Например: "Просим выделить 15 компьютеров для конкурса опе­раторов ЭВМ".

Главная цель служебного письма - побудить к действию, убедить, показать, разъяснить. Это достигается ясностью, четкостью и краткос­тью текста. Слова должны точно отражать смысл. Многословие мешает выделить суть документа.

Приводимые факты должны быть объективны, обязательно провере­ны, цифровые данные - точны. Тон письма должен быть нейтральным.

В ГОСТе Р 6.30-97 указано: "В письмах используют следующие фор­мы изложения:



- от первого лица множественного числа ("просим направить", "на­правляем на рассмотрение");

- от первого лица единственного числа ("считаю необходимым", "про­шу выделить");

- от третьего лица единственного числа ("министерство не возража­ет", "ВНИИДАД считает возможным")".*

* ГОСТ Р 6.30-97 п. 3.19, С. 5.

Рекомендуется избегать в письме категорических выражений, что достигается вводными словами и конструкцией: по-видимому, по-пре­жнему, как известно, если возможно и т.п.

Уважение к адресату помогают выразить деепричастные обороты типа:

"внимательно рассмотрев Ваши предложения...", "Тщательно изучив Ваши замечания...".

Несмотря на многообразие вопросов, отражаемых в письмах, при обосновании действий используется ограниченный набор начальных и заключительных словосочетаний и выражений: "В порядке обмена...", "В порядке исключения...", "В связи...", "В соответствии..." и т.п.



Причины принятия решений также формулируются с помощью дееп­ричастных оборотов: "учитывая", "считая", "принимая во внимание", "рассматривая", "руководствуясь" и т. д.

Так как письмо оформляется на бланке, его текст не следует начи­нать с указания наименования учреждения-автора, оно уже имеется в самом бланке.

Письма оформляются на специальном бланке для писем. Состави­тель документа кроме текста должен сформулировать заголовок пись­ма (для формата А4), отвечающий на вопрос "о чём", указать адресат, должность, фамилию и инициалы подписывающего, свою фамилию, имя, отчество и номер телефона (реквизит составителя), проверить наличие приложений (если они есть).

Если письмо направляется более чем в 4 адреса, его составитель обязан представить список на рассылку.

Письма, отправляемые из учреждения, делятся на две группы - иници­ативные и ответные. Если письмо является ответом, составитель указы­вает дату и номер инициативного документа, на который он отвечает. Этот реквизит переносится в бланк из инициативного письма при окончательном оформлении письма-ответа. При машинописном оформлении письма ма­шинистка руководствуется соответствующим разделом ГОСТа.

По характеру информации письма подразделяются на большое ко­личество разновидностей.

Сопроводительное письмо - часто составляемый документ, кото­рый информирует адресата о направлении к нему прилагаемых к пись­му документов. Составление сопроводительного письма допустимо в том случае, если необходимо что-либо разъяснить или дополнить к при­ложенным документам: указать срок исполнения, объяснить причину задержки, разъяснить сложные моменты и т.д. Сопроводительное пись­мо составляется также, если направляемый документ не имеет адресу­ющей части (например, при рассылке организационных, нормативных, распорядительных документов), или если необходимо зафиксировать перечень нескольких направляемых документов. Начинаются письма этой разновидности словами: "Посылаем", "Направляем", "Возвращаем", "Прилагаем"» т.


п., далее указываются заголовки и поисковые признаки (дата и номер) направляемого документа. Обычно текст сопроводитель­ного письма очень короток, умещается на формате А5 и не имеет само­стоятельного заголовка. Например:



или



Во всех остальных случаях, когда сопроводительное письмо не не­сет какой-либо информации, оно будет лишним и не должно составлять­ся.

Письма-приглашения предлагают адресату принять участие в ка­ком-либо проводимом мероприятия. Они могут адресоваться как конк­ретным лицам, так и учреждениям. Часто эти письма начинаются слова­ми "Приглашаем Вас" или "Просим Вас принять участие".

В них раскрывается характер проводимого мероприятия, указывают­ся сроки проведения и условия участия в нем.

Например:



или



Информационное письмо - сообщает адресату о каком-либо фак­те или мероприятии. Наиболее часто с помощью информационных пи­сем пропагандируют деятельность каких-либо организаций, выпускае­мую продукцию, издаваемую литературу. Например:



или



Рекламное письмо - разновидность информационного письма, на­правляется конкретному адресату и содержит подробное описание рек­ламируемых услуг или товаров.

Этот вид писем получил распространение с созданием хозрасчетных и кооперативных организаций. Его цель - побудить адресата воспользо­ваться предлагаемыми услугами. Текст писем отличается конкретнос­тью, четкостью, полнотой информации. В таких письмах адрес или теле­фон организации-автора указывается отдельно. Ниже приводим пример оформления рекламного письма.





Письмо-извещение по своему стилю близко к письмам-приглаше­ниям и информационным письмам. Составляется для конкретного адре­сата и чаще всего является ответом на запрос. Начинается словами: "Извещаем". "Сообщаем", "Ставим Вас в известность" и т.п., далее излагаются какие-либо факты. Например:



Если такое письмо адресуется конкретному лицу, в нём указывается фамилия, имя, отчество лица, которому оно посылается.



Письмо-подтверждение - содержит сообщение о получении како­го-либо отправления (письма, телеграммы, перевода, бандероли, това­ров, ценностей и т.п.), о том, что ранее составленный документ остается в силе (например, договор, инструкция и т.п.). Письмо может подтверж­дать какой-либо факт, действие, телефонный разговор. Начинается эта разновидность письма словами, образованными от глагола "подтверж­дать". Например:



Направление таких писем является обязательной частью деловых отношений. Своевременность их отправки позволяет адресату снять воп­рос с контроля и исключает отправку им писем-напоминаний.

Письмо-напоминание - содержит указание на приближение или истечение срока исполнения какого-либо обязательства или проведе­ния мероприятия. Такое письмо может быть особенно лаконичным и содержать одну заключительную часть.

Эта разновидность писем, как правило, начинается словом "Напоми­наем", Например,



Или



Гарантийное письмо - документ, обеспечивающий исполнение из­ложенных в нем обязательств. В нем адресату обычно гарантируется оплата или предоставление чего-либо (места работы, проведения ис­следований и т.п.). Эти письма имеют повышенную правовую функцию, поэтому изложение текста должно быть предельно четким и ясным.

Например:



Или



Гарантийные письма обычно имеют две подписи (руководителя и бух­галтера), на них проставляется печать.

Инициативные письма - это письма, требующие ответа. Большая категория таких писем выражает просьбу (предложение, запрос) к адре­сату в решении каких-либо вопросов. Это самая распространенная раз­новидность писем, тематика которых не ограничена. Однако их характер предполагает вариантность положительного или отрицательного реше­ния поставленного вопроса. Например:



Письма-ответы - по своему содержанию носят зависимый характер от инициативных писем, так как тема их текста уже задана и остается изложить характер решения поставленного в инициативном письме воп­роса: принятие или отказ от предложения, выполнения просьбы.Ответ всегда должен быть изложен в конкретной и четкой форме: все ли просьбы могут быть удовлетворены, в какой мере, в какие сроки. Если письмо содержит отказ, он должен быть хорошо аргументирован. Например:



Или









Содержание раздела